Мысли на каждый день
Истинное духовное достижение есть чувствознание, и оно, прежде всего, выражается в способности вмещать и объединяться в сотрудничестве.
Рерих Е.И. Письмо от 01.01.1934

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Описание публикаций журнала "Восход" за октябрь 2008 года

03.11.2008

Описание публикаций журнала "Восход" за октябрь 2008 года
Описание публикаций журнала "Восход" за октябрь 2008 года

Журнал открывается текстом выступления Ю.Н. Рериха на радио в 1958 году. Оно посвящено открытию в Москве выставки произведений Н.К.Рериха.

…От раннего, но постоянно живущего в нём углублённого интереса к древнерусскому искусству (послед­няя статья на эту тему, озаглавленная «Русская слава», помечена 1939 годом) Николай Константинович рано подошёл к Востоку. Его особенно привлекали проблемы культурных связей, существовавших между Древней Русью и странами Востока, как Ближнего, так и Дальнего. Его привлекает кочевой мир наших южных степей, обогативший нашу историю не только воин­ской славой, но явившийся проводником культурных влияний, шедших из далёкой Индии и Китая.

Продолжает эту статью отрывок из записей самого Николая Константиновича.

Понятие Культура, по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание. Самое огрубелое сердце затруднится отринуть благородную красоту культуры, созданную безбоязненными подвигами духа. Можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно не учуять понятие Культуры, сокровищницы всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции...

К памятным датам октября подготовлена подборка из трудов Б.Н. Абрамова и Н.Д. Спириной. В записях Б.Н. Абрамова от 1955 года сказано:

Если кто-то после ухода Великого Сотрудника не чувствует себя, хотя бы до какой-то степени, продолжателем его дела, то он ещё не сотрудник. Дело Владык не может остановиться из-за ухода с земного плана Великого Духа. Те, кто остаётся, принимают ношу его. Он продолжает работу, но уже в других сферах и планах бытия; а то, чему положено быть на земле, должно быть совершено руками оставшихся на ней сотрудников. И здесь происходит отбор, кто-то опустит руки, кто-то поднимет ношу, вернее, ту часть её, которую он в силах поднять. Силы относительны. В дерзании они растут, в унынии уходят. По мере благого дерзания и силы будут посланы. И Она дерзала в своей великой мере. Недерзающий — не достигнет. Авангард эволюции — место не для робких людей. Следовать — значит разделять. Разделять всё. Ношу и крест. Радость и скорбь. Путь и судьбу. Идущие придут, и несущие принесут. Никогда не одни те, кто разделяет ношу. Она объединяет с теми остальными, кто её несёт. Продолжение дела и подражание — лучшее приношение Той, Которая всегда приносила. Цветы духа украсят Её огненный сад.

Статья Нины Васильковой «РЕРИХ В РОССИИ. Штрихи к биографии» рассказывает о взаимодействии художника с деятелями «серебряного века», об отзывах и воспоминаниях современников.

«Каменный век! Сколько раз я заставал Рериха за рабочим столом, бережно перебирающим эти удивительные ''кремни''... — писал о нём Сергей Маковский (1878 – 1962), русский искусствовед, поэт, редактор журнала «Аполлон». — Он восхищается ими как учёный и поэт. (...) Впоследствии любовь к ним придала совершенно особый оттенок его исканиям примитивных форм. Это обнаруживается очень ясно в его декоративных композициях, в графических работах и даже в самой манере письма. (...) И во всём стиле его рисунка, упрощённого иногда до парадоксальной смелости, как будто чувствуется нажим каменного резца».

Подробное повествование о творческой дружбе Н.К. Рериха и княгини М.К. Тенишевой - в окончании статьи Натальи Кулакловой «СОДРУЖЕСТВО».

Мария Клавдиевна так описала этот момент: «Мне кажется, как особенно чуткий и тонкий, он только из дружбы ко мне, из желания облегчить мои первые минуты в Талашкине вызвался сопровождать нас. Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это — храм... Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой — сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие... Какая задача для художника! Какое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчест­ва! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные...»

Следом за статьями о Николае Константиновиче идут воспоминания о его сыне Святославе Николаевиче. 7 февраля 1993 года Наталия Дмитриевна Спирина, отвечая на вопросы присутствующих на «круглом столе», рассказывает о своих встречах с С.Н. Рерихом.

Меня поразили его терпение, его снисходительность. Кругом кишит народ, все что-то от него хотят, какие-то вопросы ему задают, а он пока со мной не договорил... Это то, что отличает подлинных людей от мнимых. Подлинные учителя духовные — как они просты! А мнимые — мне тоже приходилось с ними встречаться — те напускают на себя и важность, и значительность и говорят свысока и надменно. А тут ничего этого не было. И около него находиться, даже сидеть, — это было блаженство, потому что от него шли такие излучения и такое сияние — это очень чувствовалось. Я его видела в группе и на фотографии, он всегда выглядит более светлым, чем все остальные. Говорил с нами так доступно, чтобы мы всё понимали; не употреблял каких-то выражений, которых мы бы не поняли. Хотя, конечно, его язык был много богаче нашего, но с нами говорил по сознанию и вкладывал в нас самое главное. Он говорил, что каждый день нужно стать немного добрее, немного лучше, даже пол помыть немного лучше, чем вчера, — и уже вы продвигаетесь; нельзя сразу с подножия на вершину вскочить, надо постепенно-постепенно. Вот это он и указывал — этот путь к Прекрасному через ежедневную дисциплину.

Тему продолжает статья «Встречи со Святославом Николаевичем Рерихом» из черновых записей К.П.Беликова (сентябрь 2003 года).

Мой отец — Павел Фёдорович Беликов — встретился со Святославом Николаевичем Рерихом в 1960 году, во время его первого приезда в Советский Союз. Заочно они хорошо знали друг друга, а с этой встречи началась постоянная переписка. Перед каждым приездом на Родину отец подробно информировал С.Н.Рериха о состоянии дел, интересующих его, что было совершенно необходимо для пребывания его в СССР. У Святослава Николаевича с отцом было настолько единое мнение по всем вопросам, что они понимали друг друга без длинных обсуждений. Большую часть переписки занимала тема составления библиографии работ Н.К.Рериха, а в дальнейшем — работа Павла Фёдоровича над книгой о Николае Константиновиче.

Завершает номер рассказ о презентации почтового конверта с изображением Музея Рериха, вышедшего к первой годовщине со дня открытия Музея, которое состоялось 7 октября 2007 года.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.