Мысли на каждый день
Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания.
Надземное, § 553

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

День Знамени Мира в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске

15.04.2009

День Знамени Мира в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске
День Знамени Мира в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске

15 апреля в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске отмечается День Знамени Мира. Предлагаем посетителям сайта сообщение, прозвучавшее в этот день в Музее.

Г.Д.Ярцева

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости Музея!

Ровно 74 года назад, 15 апреля 1935 года был подписан международный Договор по охране культурных и художественных ценностей и исторических памятников. Автором договора был Николай Рерих, поэтому в международно-правовой литературе и истории культуры договор получил известность как Пакт Рериха.

Творчество Н.К.Рериха широко и многогранно, но большинству современников он был известен как общественный деятель. Одной из сторон его общественной деятельности являлась его страстная пропаганда охраны культурных ценностей в военное и мирное время, благородная борьба за сохранение достижений человеческой культуры.

Проблема ответственности за причинение вреда культурным ценностям от разрушений военных действий возникла ещё в глубокой древности. Так, ещё греческий летописец Полибий писал: "Я надеюсь, что будущие завоеватели научатся не разорять покоряемые ими города" и свои собственные города "не будут украшать за счёт бед и несчастий других народов".

Затем лучшими представителями человечества этот вопрос поднимался и в средние, и последующие века. И только Николаю Рериху удалось довести это дело до логического завершения. В отличие от проектов, так и оставшихся нереализованными, его предложение удалось воплотить в жизнь путём заключения договора и подписания его почти всеми странами мира.

Но главное состояло в том, что сама идея Рериха о защите культурных ценностей сыграла гораздо большую роль, чем даже юридическое подписание договора. Конечно, юридическое оформление документа было важно, однако намного важнее для Рериха было всколыхнуть сознание людей и обратить их сердца к осознанию главного, чем жив человек, — к духовным ценностям. На разных языках появляются его пламенные статьи-воззвания к народам мира. "Во взаимной охране Культурных ценностей не может быть никаких разделений, соревнований и раздражений, — призывает он, — пашня Культуры является общею пашней. Каждый народ имеет свои неповторяемые драгоценности. Уважая личность человека, тем самым уважаем и плоды его гения".

Возникает широкое общественное движение в защиту памятников культуры как всечеловеческой ценности. Откликнулись президенты многих стран, учёные, политики, представители разных религиозных конфессий. В поддержку пакта выступили Ромен Роллан и Бернард Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, Альберт Эйнштейн и многие другие. Было учреждено несколько постоянных комитетов, которые работали в разных странах, состоялось несколько международных конференций, посвящённых договору по охране сокровищ науки и культуры.

Договор был подписан в два этапа. 25 апреля 1935 года под ним поставили свои подписи президент США Франклин Рузвельт и представители двадцати одной латиноамериканской республики — это Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Коста-Рика, Куба, Доминиканская Республика, Эквадор, Эль-Сальвадор, Гватемала, Гаити, Гондурас, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Уругвай, Венесуэла. Всего 22 страны.

После Второй мировой войны Пакт Рериха был положен в основу Заключительного акта «Гаагской Конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Отныне к договору присоединились и европейские страны. Этот документ был подписан представителями ещё 37 государств, а в 1968 году их стало уже 59, среди них и Советский Союз.

«Хотя круг стран – участниц договора 1935 года был ограничен, этот договор стал первым международно-правовым актом, специально посвящённым охране культурных ценностей, единственным соглашением, принятым в этой области до Второй мировой войны». (М.М.Богуславский)

Таким образом, «нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия народов Земли стали нормами международного права», — именно так определил значение принятой Конвенции народный художник СССР Сергей Тимофеевич Коненков.

Неотъемлемой частью Пакта Рериха, его символом стало предложенное Рерихом Знамя Мира, Знамя охраны культуры. По мысли Николая Рериха, как знамя Красного Креста всем напоминает о гуманности, так же Знамя Мира должно говорить человечеству о сокровищах прекрасных. "Если Красный Крест, –— говорил он, — печётся о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности человеческого гения, тем охраняя здоровье духовное ".

Знамя представляет собой белое полотнище, в центре которого изображены три сферы амарантового цвета, заключённые в круг.

На Гаагской Конференции знак Триединства, предложенный Рерихом, был заменён другим символом: щитом, разделённым на четыре части синего и белого цветов, заострённым книзу. Но этот символ никто не помнит и не знает, его забыли сразу. Он ни о чём не говорит людям, а символ Рериха узнают все, он вошёл в нашу жизнь. Иначе и быть не могло: ведь это древнейший знак Триединства, раскинутый по всему миру, начиная с эпохи неолита. Мы встречаем его в поделках каменного века, в древнейших культурах Египта, в искусстве кочевого Востока, в памятниках западноевропейского искусства.

"Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре". Это знак вселенский. Именно поэтому "для Знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через тысячелетия. При этом… знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением". (Н.К.Рерих). Его можно встретить на самых сокровенных культовых предметах, носивших священный характер, у многих народов на всех континентах. Встречается он и на древнерусских иконах - на омофорах святых, особенно часто на иконах с изображением Николая Чудотворца.

Разные народы по-разному трактуют смысл знака. Общепринятое определение — это Прошлое, Настоящее и Будущее в кольце Вечности. Другое определение: Наука, Искусство и Религия в круге Культуры. То есть это все духовные накопления человечества прошлого, настоящего и будущего, весь потенциал всего мыслящего и творящего человечества за всё время его настоящего и будущего существования. И объединяет эти сферы Круг. Круг же — есть "символ синтеза, всё вмещающего, всё объединяющего. Всё самое достойное включено в орбиту этого круга. (Записи Б.Н. Абрамова).

"Не было ещё такого символа, — говорит Наталия Дмитриевна Спирина, который бы так просто и мудро соединил воедино все духовные сокровища Мира. Знамя и объединяет, и охраняет объединённое. Эта его двойная миссия придаёт ему особую мощь и значение".

Когда утверждался символ флага Красного Креста, для мусульманских народов знак креста оказался неприемлемым, и был заменён полумесяцем. А знак Знамени Мира универсален, его сразу приняли все народы Земли.

"Знамя Мира охраняет и человеческие взаимоотношения, призывая к миру на Земле и к благоволению между людьми. Разрушение этих взаимоотношений с Высшим и ближними неминуемо приводит к катастрофе материального и духовного мира". (Н.Д. Спирина).

Это хорошо понимали борцы за продвижение Пакта Рериха. Благородные идеи Пакта и Знамени были близки просвещённым служителям церкви: за три года до официального подписания Пакта Знамя Мира было торжественно освящено в бельгийском городе Брюгге. А спустя несколько месяцев, 27 декабря 1931 года, во многих православных, католических и других храмах мира прошла торжественная служба, посвящённая Знамени Мира и Пакту Рериха.

Вот небольшой отрывок из этого молебствия: «Мир придёт, о чудесное Знамя! Мы посылаем тебя вперёд, во исполнение твоей миссии. И посылая тебя вперёд, мы, которые касаемся твоего полотнища и взираем на твою белизну, обязуемся посвятить себя, наши души и плоть, почитанию Добра во Всевышнем... Итак, Мир придёт, наконец, с победным реянием твоей белизны... Иди же вперёд и побеждай во имя Любви; желаем тебе успеха во имя Всевышнего!».

По мнению Рериха, Знамя Мира призвано развеваться над "соборами, музеями, книгохранилищами, университетами", театрами, памятниками искусства, архитектурными ансамблями. Знамя как бы говорит: "Здесь народное достояние, оно под охраной государства".

В настоящее время Знамя Мира развевается над зданием Организации Объединенных Наций, оно находится в Музее Государственной Думы Российской Федерации и других правительственных и культурных учреждениях.

Экспедиции полярников доставили и установили Знамя Мира на Северном и Южном полюсе. Знамя, побывавшее на Южном полюсе, было вручено затем Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. Знамя Мира побывало в горах Алтая и на всех высочайших вершинах нашей планеты. В 90-х годах ХХ века Знамя Мира было поднято на околоземную орбиту.

Впервые над планетой в космосе Знамя Мира было поднято 11 февраля 1990 года в рамках программы «Космос. Человек. Культура». Знамя было доставлено на станцию «Мир» космонавтами А.Я.Соловьёвым (командир) и А.Н.Баландиным (бортинженер). Александр Баландин во время выхода в открытый космос установил Знамя Мира на внешней поверхности орбитального пилотируемого комплекса «Мир», где оно находилось 10 дней.

Спустя семь лет (5 августа 1997 года) начал осуществляться новый, уже международный общественно-культурный космический проект «Знамя Мира».

Знамя вновь было доставлено на борт орбитального комплекса. Всего Знамя Мира находилось на околоземной орбите полгода (вплоть самого окончания работы станции "Мир", когда 28 августа 1999 года она была переведена в беспилотный режим) и совершило 144 витка вокруг Земли. Под Знаменем Мира работали 18 российских и 20 иностранных космонавтов.

Одно из Знамён Мира, находившееся в космосе, в октябре 2004 года было вручено спикеру индийского парламента С.Чаттержджи на торжествах, посвящённых 100-летию со дня рождения С.Н.Рериха.

Другое Знамя казахский космонавт Т.А.Мусабаев носил на груди 208 суток и более 30 часов был с ним в открытом космосе. Впоследствии оно было передано им и Алексеем Леоновым Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. При вручении Знамени А.А.Леонов назвал Знамя Мира Символом человеческой совести и справедливости.

«Мы подняли над планетой Знамя Мира, чтобы пространство Культуры навсегда вытеснило с нашей планеты пространство войны и вражды», — сказал космонавт Павел Виноградов.

А американский астронавт Майкл Фоэл отметил: "Мы поднимаем Знамя Мира в космос, чтобы еще раз напомнить всем людям о нашей глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты".

Космонавт А.Н. Баландин подарил Уральскому Рериховскому Обществу Знамя Мира, подписанное представителями учреждений, связанных с осуществлением этого проекта. Копия этого Знамени находится в зале Знамени Мира Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. На нём подписи представителей "Ассоциации участников космических полётов", «Федерации космонавтики России», а также лётчика-космонавта, Героя России и президента Международной лиги защиты культуры Виктора Михайловича Афанасьева.

В музее Н.К.Рериха в Новосибирске находятся в экспозиции ещё одно Знамя — Знамя Мира из Нью-Йоркского Музея Н.К.Рериха. Оно тесно связано с историей движения Пакта и Знамени Мира в США. Первое Знамя там было сшито одной из сотрудниц, Нью-Йоркского Музея по эскизу Николая Константиновича в 1929 году и висит в рамке на стене при входе в музей. Последующие Знамёна были сделаны на шелку. Два из них, привезли в Новосибирск президент Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке г-жа Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и вице-президент Музея г-жа Гизелла Ингеборг Фритчи — ближайшие сотрудники семьи Рерихов. Одно из них было передано строящемуся на Алтае Музею Рериха (сейчас оно хранится в Барнауле, в Музее литературы, искусства и культуры Алтая).

Второе, предназначенное сибирским учёным, было вручено восходителям на алтайскую вершину «Урусвати», названную в честь Е.И.Рерих. В 70-е годы прошлого века сотрудники Сибирского отделения Академии наук СССР совершили ряд юбилейных восхождений в честь семьи Рерихов.

Знамя Мира, переданное восходителям, хранилось у Людмилы Александровны Андросовой, участницы этих восхождений, которая вскоре переехала из Новосибирска в Ленинград.

Когда в Россию приезжал С.Н.Рерих, она спрашивала у него, кому же это Знамя отдать. Он ответил: "Придёт время, и в нужный час вы поймёте, кому его отдать". Как-то Людмила Александровна купила журнал "Перед Восходом" и поняла, что должна передать Знамя в Новосибирск, в строящийся музей имени Н.К.Рериха.

В сопроводительном письме от 6.07.1997, обращаясь к Наталии Дмитриевне, Л.А.Андросова писала: «…Огромное Вам спасибо за весь тот Труд во благо людей, который Вы делаете и свершаете. Я горжусь тем, что именно Вы были у самых истоков моего знакомства с Рерихами и ввели меня в этот замечательный мир…»

Так Знамя Мира выполняет свои функции на планете. Под этим знаком в будущем объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы.

Примеры этому мы находим уже сейчас: когда строился Музей Н.К.Рериха в Новосибирске, то во имя созидания этого Храма Красоты объединились люди доброй воли разных государств и вероисповеданий. «Воспитание всех народов в истинной культуре совершится под Знаменем Мира, ибо Мир и Культура нераздельны». (Н.К. Рерих).



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.