Открытие выставки "Лики древней Хакасии" в Музее Николая Рериха вызвало большой эмоциональный отклик у посетителей, так что её обсуждение продлилось и на следующий день.
Примечательно, что эта необычная выставка по-новому открыла нам особенности археологического восприятия мира, которое было близко Николаю Константиновичу Рериху. Людям, далёким от археологии, иногда непонятно, что можно почувствовать, выкапывая из земли осколки древней керамики? Но вот экспонаты сфотографированы для нас Борисом Долининым в художественной технике светового пера. Как в фильмах о космических пространствах из бескрайних чёрных глубин выплывают нам навстречу светила и планеты, так из молчаливого тёмного фона фотографий выступают освещённые человеческой мыслью контуры древних скульптур. Смотришь - и кажется, что в самом деле из глубины веков оборачивается к тебе лицо человека. Вот-вот он откроет глаза и расскажет о том, что занимает его мысли и чувства. Исследователи говорят, что маски эти, хоть и называются погребальными, ваялись ещё при жизни людей, поэтому скульпторы-мастера воплотили в своих глиняных работах все оттенки характера человека. Действительно, можно увидеть не только удивительное соседство монголоидных и европеоидных лиц, проливающее свет на многие исторические загадки, но и разницу характеров.
Вот добродушная улыбка или умиротворение, вот - сосредоточенное лицо, как бы вопрошающее небеса о вечных тайнах, фотограф даже заснял его с такого ракурса, обращенным вверх. Вот надменный очерк носа и губ - наверняка увековеченный в глине был правителем или воином и считал своё мнение единственно верным. Но память о нём стёрлась, а произведение скульптора осталось жить на многие века вперёд. А здесь - в синих тонах - профиль, тут же вызывающий воспоминание о ещё одном бессмертном профиле. Так и хочется назвать маску – «Хакасская Нефертити».
Рассказывают, что когда выставка была в Доме Учёных, посетители обнаружили поразительное сходство между одной из масок и лицом известного учёного, в чьём роду также перемешались монголоидная и европеоидная расы. Словно бы наглядный пример движения и жизни древних народов встал во плоти в сегодняшнем дне.
Поучиться бы современным скульпторам искусству древних, отметил один из учёных, открывавших выставку. Так, чтобы нынешние памятники и скульптуры взглянули на наших потомков не холодно-бесстрастными контурами, а мыслящим взглядом, чтобы с сомкнутой линии рта и через тысячелетия было готово слететь какое-то живое слово. Это - впечатления зрительные, а о научной стороне выставки рассказывали замечательные учёные: заведующий лабораторией гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Сергей Григорьевич Скобелев, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Горно-Алтайского национального музея Евгений Палладиевич Маточкин, заведующий музеем Института систематики и экологии животных СО РАН профессор Вячеслав Генрихович Мордкович.
Приведём несколько цитат из их рассказов.
| |
С.Г. Скобелев |
В.Г. Мордкович |
Е.П. Маточкин |
Е.П. Маточкин: «Впервые таштыкские маски в 1883 году обнаружил Александр Васильевич Андрианов, это учёный, по образованию физик. А через 4 года по просьбе графини Прасковьи Сергеевны Уваровой1 эти маски были показаны на археологическом съезде Ярославля. Эти маски являются не только археологическим артефактом, но мы можем сказать, что это - замечательные произведения искусства. В них воплотился художественный талант народов того времени. В чертах лиц этих людей вы видите не какие-то страдания, а что-то очень значительное, высокое и духовное. Тем более, что на многих масках вы видите символы, знаки, которые должны были говорить что-то людям того времени. Так, спираль – символ мудрости. Возможно, вот эти люди с таким знаком обладали особыми умственными способностями и вызывали уважение среди своего народа».
С.Г. Скобелев: «Нигде более на территории Старого Света, за исключением Египта и некоторых других развитых территорий, которые мы считаем античной цивилизацией, ничего похожего не было, по крайней мере на рубеже эр, когда начала формироваться таштыкская культура».
В.Г. Мордкович: «Хакасия - очень интересный район. Именно там продолжительное время, наверное, более 10 веков, существовала самая высокоразвитая цивилизация Северной Азии. Одна культура сменяла другую, и все они базировались в одном месте, который явно был центром сибирской материальной и духовной культуры. Эти маски очень значительны, это высочайший элемент культуры. Даже Западная Европа была в то время в гораздо худшем состоянии и таким похвастаться не может».
В заключение встречи учёные и гости поднялись в концертный зал, чтобы посмотреть фильм "Путь в Нескончаемость". Если выставка позволила мысленно раздвинуть временные границы, то фильм перенёс нас в далёкие необозримые пространства, к тем неведомым пока светилам, в лучах которых и рождается на нашей планете жизнь и культура.
1 Графиня Уварова происходит из княжеского рода Щербатовых. Её муж, граф Александр Сергеевич Уваров, поначалу был дипломат, но потом стал виднейшим археологом России, в 1881 году написал монографию — «Археология России и Каменный период». Эта книга наверняка была настольной у Николая Константиновича Рериха, поскольку его первые произведения были посвящены Каменному веку.
Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.
Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.
Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).
Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.
Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.
Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.