Мысли на каждый день
В Космосе всё взаимно испытывается, все миры на испытании.
Рерих Е.И. Письмо от 24.02.1930

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Великий сын великого отца

31.01.2010

Великий сын великого отца
Великий сын великого отца

30-31 января в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске состоялись мероприятия, посвященные памяти Святослава Николаевича Рериха.

30 января всем гостям Музея была показана слайдпрограмма «Вестник прекрасного». В этот же день на заседании педагогической секции были рассмотрены педагогические воззрения Святослава Николаевича, обсуждался опыт занятий с детьми по его творчеству, в особенности по картинам «Священная флейта» и «Добрый самаритянин».

На Круглом столе 31 января 2001 года программа продолжилась - прозвучало сообщение Валентины Григорьевны Герман «Великий сын великого отца». Приводим фрагменты из этого сообщения.



Вспомним сегодня выдающегося русского художника, мыслителя и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха, отдавшего немало сил на укрепление и расширение научных и культурных связей между народами. «Настанет время, — говорил Святослав Рерих, — когда человечество сможет смотреть на себя как на одну семью, созидающую прекрасную жизнь». Его слова: «Развернём наши знамёна, развернём знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося всё больше и больше красоты в жизнь каждого дня» обращены ко всем людям планеты.

Его кисти принадлежит несколько тысяч полотен, украшающих лучшие музеи мира.

За всю свою многогранную деятельность С.Н. Рерих был награждён многими орденами разных стран и избран членом многих научных, общественных и культурных организаций.

Честь называть Святослава Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии. Огромен вклад, который он внёс в развитие культурных связей между этими двумя странами.

(...)

Для Святослава Рериха не существовало национальных, социальных и религиозных барьеров, всё человечество было для него единой семьёй. В каждом человеке он умел увидеть то, что делает его уникальным и неповторимым, и одним из любимых его жанров становится портрет. Святослав Николаевич пишет портреты разных людей. Мастер правдиво передаёт не только внешнее сходство, но и тончайшие оттенки внутреннего мира тех, кого писал. «Когда я пишу портрет, меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю», - говорил Святослав Николаевич на встрече с сотрудниками и научными работниками Эрмитажа 14 июня 1960 г.

Творчество Святослава Рериха получило в Индии высокую оценку. Президент Всеиндийской Ассоциации Изобразительных Искусств Г.Венкатачалам отмечал, что «Его произведениям свойственна особая серьёзность и чувство ответственности…». «Поразителен его художественный талант. Обычно считается, что достаточно хорошо писать лишь в одном жанре. Но Святослав Рерих художник необычный. Ему подвластны пейзажи, жанровые сцены, религиозные сюжеты, образные композиции, натюрморты, портреты — и все это с равным успехом…» «Нельзя быть великим поэтом, не будучи Риши. И, я бы добавил, — великим художником. По моему мнению, Святослав Рерих является Риши, который через свою живопись обращается к нам с прекрасной и вдохновенной проповедью».

Президент Индии (1962-1967), профессор Радхакришнан близкий друг семьи Рерихов, говоря о творчестве  Святослава Николаевича, отмечал, что «...его портреты — это не простые изображения, они схватывают дух божественности человеческого лица. Его пейзажи — это поэмы цвета. На них он запечатлел красоту огненных небес Раджпутана, сияющие горные пики Гималаев, сочные пейзажи юга, утончённые выражения человеческого лица — всё с редкой чувствительностью и высоким мастерством. Яркие краски, которыми изобилует индийская жизнь, нашли свободное выражение в его больших полотнах».

Святослав Николаевич и сам неоднократно выступал в прессе со статьями, посвящёнными волшебной силе искусства. «Польза и влияние искусства не могут быть измерены или подсчитаны, — писал он, — ведь человек, прикоснувшийся к нему, становится не только более интересным и приобретает вкус, но он начинает по иному относиться к народу и обществу, породившим великие произведения искусств». 

(...)

Встречавшиеся с Рерихом отмечали то достоинство и самообладание, с которыми он говорит и движется. Все говорили о том, что Святославу Николаевичу свойственна красота поведения, искренность и серьёзность.

Так, директор мемориальной школы имени Шри Ауробиндо в Бангалоре Адити Васиштха, вспоминая о своём сотрудничестве со Святославом Николаевичем, говорила, что «...он сохранил обаятельную простоту, которая сразу привлекала и являлась знаком его истинного благородства и величия».

Г.Венкачаталам. делился своими впечатлениями о нём: «Святослав — прирожденный аристократ, который пленяет любого, кто с ним общается. Он — западный художник, отвечающий восточному идеалу: художник, который чист в жизни, уравновешен в действиях, духовен в устремлениях. Такими были все подлинно творческие гении, когда-либо существовавшие на Земле».

Премьер-министр Индии Джевахарлал Неру вспоминал: «Он никогда не стремился куда-либо пробиться, но спокойно работал, повинуясь своему гению, стараясь привести себя в гармонию с тем окружением, в котором находился, были ли это снежные пики Гималаев, или же красная земля Малабара, или какая-либо иная часть Индии».

«Изысканный с мягкими манерами, вежливой речью» — писал о Святославе Николаевиче кандидат искусствоведения, биограф семьи Рерихов — Павел Фёдорович Беликов.

На встречах с общественностью, выступлениях перед молодёжью он говорил: «Мы ответственны в своих мыслях не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным. Попробуйте — в сущности, это очень просто... Не нужно думать, что где-то есть какой-то человек или сила, которая нам вдруг откроет всё, и будет какое-то духовное преуспеяние во всём без всяких усилий. Этого не бывает!

Духовное преуспеяние без наших трудов и усилий как-то не случается. Поэтому будем всегда приветствовать препятствия и думать: да это не препятствие, это только ступень, которую Жизнь, Великая Жизнь поставила перед нами для того, чтобы мы могли подняться над этим и обновиться, стать другими людьми...»

(...)

Всю жизнь Святослав Николаевич стремился к Красоте. Он был её служителем и Апостолом. Святослав Николаевич утверждал великую роль красоты в жизни человечества. На своих встречах с общественностью, в выступлениях по радио, в печати он неустанно заострял внимание слушателей на значении Красоты, искусства в жизни человечества: «Я считаю, что именно поиски красоты, которая вела древнее искусство почти всех древних стран, дали миру их замечательные достижения. Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасёт мир».

«Будем всегда стремиться к Прекрасному», — любил повторять художник. В этом неустанном устремлении и и зове к Красоте состоял его подвиг, его миссия. К этому он неустанно призывал и нас.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.