Мысли на каждый день
Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания.
Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии»

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

Репортаж с поэтической гостиной, посвящённой М.Ю.Лермонтову

30.12.2014



Вид Крестовой горы из ущелья близ Гоби


Воспоминания о Кавказе


Крестовый перевал


Портрет Лопухиной


Кавказский вид


Пейзаж с двумя берёзами


Вид Пятигорска

Декабрьская поэтическая гостиная, прошедшая в субботу 27 декабря 2014 года накануне завершающего год «Круглого Стола», была посвящена жизни и творчеству Лермонтова в Свете идей Учения Живой Этики.

Вначале собравшиеся просмотрели фрагменты из кинофильма «Лермонтов» студии Мосфильм 1986 года, а затем начался долгий проникновенный разговор. Как писал Белинский о поэте, «его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей...».


М.Ю. Лермонтов. Автопортрет

Михаил Лермонтов был одним из самых любимых поэтов Н.Д.Спириной, в фильме «Вначале было слово» она немало говорит о его поэзии. 

* * *

«Но Лермонтов меня затрагивал ещё больше, чем Пушкин, каким-то своим необыкновенным драматизмом и особым чувством природы и вообще чувствованиями очень глубокими, проникновенными. Его судьба была ещё тяжелее, чем судьба Пушкина, и оба они были обречены на раннюю гибель. Это тоже накладывало отпечаток на их творчество и придавало какое-то особое значение всему, что они писали. Их предвидение своей кончины было характерной чертой для больших поэтов. Например, Николай Гумилёв очень детально описал картину своей гибели.

Творчество Лермонтова мне больше звучит, его тематика больше затрагивает сердце.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.

Эта фраза — «И звезда с звездою говорит» — в своё время так восхитила Паустовского, что он в одной из своих статей признал её лучшей во всей русской поэзии. «В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом...» Это чувство неба и земли, природы, необычайно красиво выраженное, необычайно глубокое, конечно, не может не трогать и не впечатлять. Чувствуешь и эти звёзды, и небо, и эту дорогу в тумане, горную дорогу, по которой он шёл. О звёздах в некоторых других стихах Лермонтов так говорит: «Как ночи Украйны в сиянии звёзд незакатных» — незакатные звёзды. А в другом месте, в стихотворении «Пророк», он говорит: «И звёзды слушают меня, лучами радостно играя». Звёзды принимают участие во всём, являясь частью мироздания.

«Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я», — сказано в Учении Живой Этики, и звёзды — тоже частицы «Божественного Я», и мы, как и они, тоже Его частицы.

И это сродство чувствуется особенно у Лермонтова.

Трудно представить себе, что человек, не любящий поэзию, мог бы принять Живую Этику. Также человек, живущий Живой Этикой, не может не любить поэзию. Потому что Живая Этика — это тоже поэзия, в самом высоком смысле слова. Сколько в ней метафор, сколько в ней притч, образов чисто поэтических! И если бы мы поэзию не чувствовали, то многое в Учении Живой Этики не смогли бы воспринять».

Н.Д. Спирина

* * *

В этот день долго звучали стихи, много было сказано о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, а в заключение встречи было сказано и о Лермонтове - художнике.

Лермонтов оставил нам более десяти картин, написанных маслом, около пятидесяти акварелей и трёхсот пятидесяти рисунков. В основном это сцены поединков и сражений, а также романтические виды Кавказа. Именно в цикле кавказских картин, написанных маслом, Лермонтов сказал своё слово как художник: романтического Кавказа в русской живописи до него не было. Вот что пишут о художественных достоинствах живописи Лермонтова авторы книги «Тропа к Лермонтову» В. Афанасьев и П. Боголепов. «Рисунки Лермонтова своеобразны и сделаны по большей части на высоком профессиональном уровне – он уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию, безукоризненно владеет перспективой. В живописи Лермонтов проявил себя как прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, как живописец, умеющий передать тонкости воздушной перспективы».

* * *

В Учении утверждается радость творческого поиска, труда, борьбы и преодолений. «Не песнопение с арфами, – сказано в книге «Надземное», - но труд и борьба». Эта тема радости постоянного напряжённого борения и труда звучит особенно остро в отрывке стихотворения Лермонтова «Моя душа, я помню...»:

Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых...


Битва при Валерик


Эльбрус при восходе солнца



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.