Мысли на каждый день
Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств.
Рерих Е.И. Письмо от 18.04.1935

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

С молчаливого согласия «культурного» руководства Смоленщины гибнет мозаика Н.К. Рериха в Талашкино

21.01.2016


Начатая в 2011-2012 гг. Министерством культуры РФ реставрация храма Святого духа во Флёново (Талашкино), который входит в состав Смоленского государственного музея-заповедника, в настоящее время не производится.

Памятник федерального значения, известный мозаикой Н.К. Рериха «Спас Нерукотворный», продолжает разрушаться. Вот как описывают его состояние очевидцы, побывавшие там в ноябре 2015 года: «...окна разбиты, крыша сделана не полностью (с тыла осталась часть старой разбитой черепицы), мозаика осыпается. Входная дверь закрыта и никогда не открывалась для входа посетителей (говорят, что небезопасно). Если обобщить всё, то ситуация плачевная, так как ввиду постоянной смены "культурного" руководства на Смоленщине, экономического кризиса, отсутствия финансирования и прочих негативных факторов дел никому до Флёново нет (при посещаемости более 30 000 человек в год!)»

Вот такая вопиющая картина. Поистине, можно сказать — и без террористов сами справляемся! А точнее — расправляемся... Следует отметить, что «Спас Нерукотворный» — это единственная ещё сохранившаяся в России мозаика Н.К. Рериха.


Фотографии: ноябрь 2015


Много замечательных страниц посвящено этому выдающемуся произведению искусства. Приведём одно из таких высказываний: «Центральную часть мозаики занимает изображение «Нерукотворного Спаса»... Глаза смотрят прямо, выражение лица строгое. По лаконизму и выразительности это изображение напоминает Спаса XII века из Третьяковской галереи… Возрождая приёмы древнерусского искусства мозаики и учитывая национальные декоративные традиции Смоленщины, Рерих создал произведение, являющееся одним из самых монументальных в его творчестве и уникальных по технике и мастерству исполнения в русском искусстве начала ХХ века» (А. Зелинский. Забытый памятник русского искусства. Журнал «Искусство», № 3. Москва.1962. С. 61– 62).

Бить тревогу по поводу разрушения этого памятника начали ещё в 1960-е годы. «К сожалению, настоящее состояние мозаики оставляет желать лучшего, – писал учёный-востоковед А.Н. Зелинский. —Чтобы предотвратить начавшееся разрушение мозаики, необходимы реставрационные работы и сооружение вокруг памятника ограды.... Если эти задачи будут выполнены, то в фонд русского искусства начала ХХ века войдёт ещё один памятник яркой художественной самобытности».

Сибирским Рериховским Обществом в адрес министра культуры РФ В.Р. Мединского направлено письмо с просьбой «незамедлительно принять меры к восстановлению выдающегося памятника культуры» (№49 от 30 декабря 2015 г.), к которому присоединились представители рериховских организаций Сибири, Урала и общественности Смоленской области. Ответа пока не поступило.

* * *

Можем ли мы, каждый на своём месте, как-то ещё поспособствовать восстановлению памятника? С одной стороны, можно попытаться привлечь внимание к проблеме известных людей. И с другой стороны, мы также предлагаем всем неравнодушным людям мысленно представлять памятник восстановленным, отреставрированным и долгие века вдохновляющим посетителей.

«Именно, крайне своевременно посылать сообща благие мысли, чтобы несколько обезвредить окружающую нас отравленную атмосферу, - пишет Е.И. Рерих А.И.Клизовскому 27 января 1937 года. - Всем сердцем сочувствую такому начинанию и в подтверждение правильности его привожу параграф из новой Книги: «Полезно советовать друзьям, чтобы они в определенный час обоюдно посылали добрые мысли. В таком действии будет не только укрепление доброжелательства, но дезинфекция пространства, последнее весьма необходимо. … Утверждение посылок добра будет еще сильнее, нежели очистительные ароматы. Но следует приучаться к таким посылкам. Они могут и не содержать определенных слов, только направляя доброе чувство. Так среди обычной жизни можно творить много добра. Каждая такая посылка, как молния очищающая» (Братство, 195.)»


Фото камня с памятной надписью - с сайта "Новый Акрополь" newacropol.ru


********** PS от 26 января 2016 *********

В Интернете появилось «повторное открытое обращение в Министерство культуры РФ» Михаила Позднякова (Смоленск) — «Спасите "Пальмиру" Смоленщины!» В нём идёт речь о спасении памятника федерального значения - Храма Святого Духа в Талашкино (Флёново), известного мозаикой Н.К. Рериха "Спас Нерукотворный".
Следует отметить, что это единственная мозаика художника в России, но в продолжение уже нескольких десятилетий она неумолимо разрушается (осыпается).
Просим подписаться под петицией, если вы согласны с её содержанием, и поделиться этой информацией с вашими друзьями. Необходимо собрать 100 тыс. подписей, чтобы петиция была официально рассмотрена соответствующими государственными структурами.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.