Мысли на каждый день
Испытание терпением есть одно из высоких испытаний.
Сердце, 212

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце

«МЫ ХОТЕЛИ БЫ ЖИТЬ В СТРАНЕ ВЕЛИКОЙ КУЛЬТУРЫ». Протест СибРО на антикультурные выпады

27.08.2016


В марте 1930 г. Н.К. Рерих написал статью «Сожжение тьмы (Привет молодым)». В ней есть такие строки: «Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете? С достоинством вы можете ответить: "Мы хотели бы жить в стране великой Культуры". Страна великой Культуры будет вашим благородным девизом: вы будете знать, что в этой стране будет мир, который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание».

Как радовались последователи великого художника, философа и мыслителя, видя, что его идеи о главенствующей роли Культуры как фундамента прочного мира и объединения народов всё чаще звучат в пространстве Отечества и за рубежом!

Указом Президента РФ В.В. Путина 2014 год был объявлен в России Годом Культуры.

В 2015 году мировая культурная общественность широко отмечала юбилей Пакта Рериха — первого международного договора об охране культурных ценностей. Идеи, изложенные в нём, сегодня актуальны как никогда. На открытии выставки в здании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, посвящённой 80-летию подписания Пакта Рериха, прозвучало обращение Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, в котором, в частности, говорилось: «Эта выставка воздаёт должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперёд».

В последние годы во многих городах России и за рубежом 15 апреля отмечается как Международный день культуры (15.04.1935 г. — дата подписания Пакта Рериха).

В 2016 году начались реставрационные работы в церкви Сошествия Святого Духа в с. Флёново Смоленской области, вход которой украшен единственной в России мозаикой Н.К. Рериха «Спас Нерукотворный».

Рериховское наследие прочно вошло в культурную жизнь нашего общества и стало неотъемлемой его частью. Всё чаще высказывания о значении наследия великой семьи Рерихов мы слышим из уст государственных мужей, учёных, деятелей культуры.

«Цель человечества на протяжении столетий — сохранение мира на Земле, создание такого мироустройства, при котором будет возможно процветание всех наций. Речь идёт о создании новой культуры, предусматривающей формирование единой системы ценностей. Философское и культурное наследие Рерихов… в этом процессе приобретает особое значение, закладывая духовную основу для совместного продвижения к многополярному, стабильному и справедливому мироустройству» (С.В. Лавров, министр иностранных дел РФ).

«Я думаю, что вклад Рерихов в мировую историю измеряется ещё и тем, что они выступали за единство мира, за единую цивилизацию, за единую культуру, ни в коей мере не растворяя в этой единой культуре своеобразие русской культуры» (Е.М. Примаков, председатель Правительства РФ в 1998 — 1999 гг., академик РАН).

«Мне кажется, Николай Рерих был провидец, поскольку он 80 лет назад предвидел те тяжелейшие испытания, через которые предстоит пройти человеческой цивилизации» (В.И. Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН).

И каким диссонансом к вышесказанному явились два сюжета на государственных радио- и телеканалах по освещению многолетнего конфликта, связанного с Рериховским наследием между Международным Центром Рерихов и Государственным музеем Востока*.

У культурного сообщества всё ещё сохраняется надежда на цивилизованное разрешение этой сложнейшей ситуации, поскольку в урегулирование вопросов включилось государство. Информация о ходе событий и о том, что предпринимается в этой связи, совершенно необходима.

Однако проблема решается мучительно долго, и в настоящее время обсуждение её принимает недопустимые формы, вызывающие глубокое отторжение.

Широко обнародованы факты незаконных строений на территории, арендованной МЦР; фотографии зафиксировали помещения со стенами, покрытыми грибком; неразобранный склад экспедиционных сундуков Рерихов и других предметов мало свидетельствует о бережном отношении владельцев к этим вещам; говорилось и о нарушении правил ведения музейного учёта бесценных материалов. Все эти и другие вопросы должны решаться соответствующими службами. Но при обсуждении имеющих место фактов публично произносятся кощунства, подвергаются глумлению святые для многих людей понятия.

Так, ситуация с МЦР разбиралась 21 июля в программе «Полный контакт» на радиостанции «Вести FM»: «МЦР — паук на наследии Рерихов». Ведущие — Владимир Соловьёв и Анна Шафран — обсуждали эту тему с Тиграном Мкртычевым, доктором искусствоведения, заместителем директора Государственного музея Востока.

(http://radiovesti.ru/ episode/show/episode_id/40500).

И хотя В. Соловьёв в начале радиопередачи уточнил, что он «с большим уважением относится к наследству Рерихов», обсуждение этого серьёзнейшего вопроса вылилось в недопустимое низкопробное шоу — с хохотом, с определительными, которые не хочется повторять. И можно ли назвать простым незнанием такие фразы, как «ересь, ерунда, связанная с Блаватской», сказанные по отношению к Учению Живой Этики (Агни Йоги), которое мир получил через семью Рерихов?

На следующий день, 22 июля, по телеканалу «Россия 1» в передаче «Вести — Москва» (А. Карпов, Б. Агапов, О. Добин) прошёл сюжет на эту же тему, о том, что у МЦР, оказывается, «свой флаг, свои законы и даже свой мавзолей с мощами внутри памятника Рерихам», «теперь это своего рода колумбарий»… На какую аудиторию это рассчитано?   (https://yadi.sk/i/xDAduDErtZoEZ)

В обеих передачах говорилось о ступе — культовом сооружении буддистов, возведённом МЦР без соответствующих согласований и разрешений. Нарушение — бесспорно, но во что вылилось обсуждение этого вопроса!

Ни один здравомыслящий человек не допустит насмешки над трепетным отношением христиан даже к малейшим частицам мощей почитаемых ими святых и подвижников веры. Так же чтит Восток кристаллы «рингсэ» — материальное проявление высокой духовной энергии. Как следует из письма Верховных лам Калмыкии и Тывы Президенту России, в эту ступу были заложены священные кристаллы великих святых буддизма. Можно ли не учитывать этот факт, говоря об этом строении так, как говорили о нём участники радиопередачи?!

В 1989 году на пресс-конференции, устроенной Советским фондом Рерихов, в присутствии Святослава Николаевича Рериха от его имени было озвучено заявление, в 11-м пункте которого сказано: «Наследие Рерихов сформировано двумя духовными традициями: российской и индийской». (https://youtu.be/0pWX7CFF4iU)

Почему такое невежество и глумление над святыми для Востока понятиями могли позволить себе ведущие российских теле- и радиоканалов? Кому адресовать этот вопрос?

*****

История человечества хранит много страшных страниц, повествующих об участи лучших людей, лучших умов, имевших дар научного предвидения и высказывавших смелые гипотезы, которые не соответствовали «официальному» мнению. Среди мучеников за идеи добра и просвещения — Елена Петровна Блаватская, предвидения которой предшествовали стольким великим открытиям. Её Учение стало вдохновением и путеводной звездой для такого гения, как А.Н.Скрябин; её труды были настольными книгами у великого А. Эйнштейна, её книги ценил и цитировал Л.Н. Толстой.

Относительно Учения Агни Йоги, или Живой Этики, принесённого миру семьёй Рерихов, приведём известное высказывание академика А.Л. Яншина из его интервью 1996 года: «Можно сказать совершенно определённо, что Учение Живой Этики — это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться всё человечество. …Живая Этика послужит моральной основой объединения человечества».

И он же высказал такое пожелание: «Хотелось бы, чтобы почитатели Н.К. Рериха не только бы продолжали заниматься изучением художественного творчества этого великого живописца, но также подключились бы и к анализу его литературного творчества, особенно его философской стороны».

Мы гордимся плеядой блестящих учёных-сибиряков. В годы, когда имя Рериха мало кем упоминалось, а если упоминалось, то с большой осторожностью и только как о художнике, именно сибирские учёные — академики А.Л. Яншин, А.П. Окладников, А.А. Трофимук, В.А. Коптюг — первыми на всю страну открыто сказали о значимости всей деятельности Н.К. Рериха так, как до них не говорил никто. Эти высокие оценки уже вошли в историю.

Страна живёт сейчас в сложнейшей международной обстановке, у нас большие экономические трудности, и единение, о котором многократно говорит в своих выступлениях Президент В.В. Путин, — это оплот крепости нашей России. Разъединение всегда несло большие беды. Полагаем, что консолидация всех здоровых сил общества, вне зависимости от вероисповедания, мировоззрения, национальности, должна быть главным направлением в работе государственных средств массовой информации.

Н.К. Рерих писал: «Всему миру приходит трудное испытание. После средневековых испытаний огнем, водой и железом предстоит испытание восприятием культуры, но если сила духа возносила людей против огня и железа, то та же сила вознесёт их на ступени знания и красоты. Но это испытание труднее древних искусств» («Адамант»).

Сибирское Рериховское Общество выражает решительный протест против выступлений, в которых в недостойной, несовместимой с понятием культуры форме затрагиваются имена наших великих соотечественников, против глумления над тем, что народами других культурных традиций считается священным.

Закончим Заветом Н.К. Рериха, оставленным нам — людям, живущим в России.


ЗАВЕТ РЕРИХА

Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать её. Пусть познавание чужих стран лишь приведёт к Родине, ко всем её несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремлённость к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшению жизни. Где нарождается красота, там придёт и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идёт строительство и светлое будущее. А где постройка идёт, там все идёт. Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идёт Народ Русский!

Николай Рерих. Гималаи, 24 октября 1939 г.


*Своё отношение к ситуации в МЦР Сибирское Рериховское Общество определённо и чётко выразило в «Позиции СибРО» от 7 октября 2015 г. и «В продолжение Позиции СибРО» от 27 октября 2015 г.

Совет и сотрудники Сибирского Рериховского Общества

27 августа 2016 г.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.