Мысли на каждый день
Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства.
Братство, 211

Часы работы (зимний сезон)
ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Скачать буклет
"Мочь помочь - счастье"
Актуально

ПН
11-18
СР
11-18
ЧТ
11-18
ПТ
11-18
СБ
11-18
ВС*
11-18
*кроме последнего в месяце
Общая лента новостей СибРО

ОДИНОКИЙ ПЕВЕЦ АЛТАЙСКОГО БОГАТЫРСТВА. Об открытии выставки М.П. Чевалкова

18.06.2024


6 июня, в день 95-летия со дня рождения Мирослава Павловича Чевалкова (1929 – 2006), в Национальном музее Республики Алтай имени А.В. Анохина (г. Горно-Алтайск) открылась выставка «Лики предков и героев сказаний в полотнах мастера». На выставке демонстрируются 52 его живописные и графические работы — от небольших по формату рисунков до трёхметровых творений. 18 работ предоставлены новосибирским Музеем Н.К. Рериха, в фондах которого хранится почти 500 произведений художника.
Церемония открытия, объединившая зрителей разных возрастов, началась горловым пением алтайских сказителей, погрузившим всех в мир загадочных древних легенд, оживших на картинах М.П. Чевалкова. С воспоминаниями о художнике выступили его сын Лев Мирославович, бывшие коллеги — Т. Тохнин, корреспондент газеты «Алтайдын Чолмоны», и П.Б. Попошев, ныне заместитель генерального директора литературно-издательского дома «Алтын Туу», а также В.П. Ельников, председатель Союза художников Республики Алтая, Р.М. Еркинова, директор Национального музея, и другие.
От имени Сибирского Рериховского Общества выставку приветствовал С.А. Деменко; он подарил Музею альбом о творчестве М.П. Чевалкова, выпущенный издательством «Россазия» в 2019 году, к 90-летию художника. Был также показан подготовленный видео­студией СибРО небольшой фильм о М.П. Чевалкове с архивными кадрами, на которых мастер, радуясь проявленному к его картинам интересу, поясняет их сюжеты. В.Н. Лихачёв, познакомивший сотрудников СибРО с Мирославом Павловичем, в своём выступлении подчеркнул заветную мечту художника об экспонировании картин и выходе из вынужденного творческого подполья к чуткому зрителю.
Из рассказов о художнике сложился образ честного, ответственного, тихого, несколько сурового человека с драматичной судьбой. Он работал скромным ретушёром в газетах «Алтайдын Чолмоны» и «Звезда Алтая», но был всецело увлечён героическим эпосом разных народов. Внутренняя жизнь художника и занятия искусством были почти совершенно неизвестны его знакомым. Столкнувшись с неприятием прославления национального героического эпоса, художник оставил попытки выставляться. Не имея отдельной мастерской, он, приходя вечерами со службы, отдавался рисованию, запечатлевая кистью бережно выношенные образы легендарных древних эпох, раскладывая листы, не вмещавшиеся в комнате. С большим вниманием он изучал культуру и быт предков, точно воспроизводя их обычаи (камлание, ведение боя и т.д.) внешность, костюмы и оружие. Значение творчества М.П. Чевалкова выявилось уже после его ухода, оно стало подлинным подарком родному краю.
Любимых героев художник изображает могучими и бесстрашными, самоотверженно сражающимися со злыми силами. На картинах показаны подвиги алтайских богатырей Малчы-Мергена, Сартакпая, Алып-Манаша, Когутея, Ак-Тойчи, наделённых грозными лицами и мускулистым телосложением. Концептуальным полотном и выставки, и во многом самого творчества Чевалкова, выделившим у мастера прежде всего алтайскую линию, явилось внушительное монохромное полотно «Сартакпай». На нём могучий богатырь, возвышающийся за облака, поднимает часть скалы для строительства моста через реку.
Нежными акварельными красками М.П. Чевалков пишет персонифицированные образы природных стихий: Суу Ээзи — Духа воды, От Ээзи — Духа Огня, Цаган-Убугуна (Белого старца) — горы Белухи (картина «Уч-Сумер»). Полотна раскрывают как далёкое прошлое Алтая — серия «Стерегущие золото грифы», картины о древних тюрках, так и недавнее время — портреты ветеранов Великой Отечественной войны, природные, городские и заводские пейзажи.
Пафос нравственной борьбы, героические облики защитников добра, любовь к алтайской природе, сочетание научного подхода к прошлому и его поэтизация делают картины М.П. Чевалкова актуальными и притягательными для зрителей. Открывшаяся выставка в Национальном музее знаменует долгожданное признание художника на Родине. Надеемся, что она станет важным шагом к масштабному и заботливому изучению его богатого наследия.

Анастасия Макарова



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха

Музей Н.К.Рериха в центре города Новосибирска построен Сибирским Рериховским Обществом методом народной стройки, то есть на добровольные пожертвования множества людей и организаций. Многие приезжали со всей страны в свои отпуска для выполнения работ.


Инициатору и вдохновителю строительства Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала строительства было 86 лет.



Фильм
"Музей Н.К. Рериха в России Азиатской"
о строительстве Музея Н.К. Рериха в Новосибирске.

Возведение Музея Рериха в Новосибирске началось с полной реконструкции в 1997 году полуразрушенного детского садика (стены разбирались почти до фундамента).

Интерес к строительству из разных городов России и зарубежья был так велик, что выставки и слайдпрограммы для приезжающих гостей начали понемногу проходить ещё в неотштукатуренных помещениях строящегося Музея.

Неофициальное открытие Музея произошло 4 мая 2001 года, в день празднования 90-летнего юбилея Н.Д.Спириной.

Официально Музей открыт с 7 октября 2007 года.